gallery/лого кирилица мини
gallery/logo_ok1

Роман АБРАМЦОВ

Чтобы понять насколько велико значение человеческого внимания, достаточно посмотреть на то, как растут деревья в саду. К примеру, в центре "Восхождение" (или "ВО-центр", как его называют в последнее время) под Геленджиком, есть яблоневые сады, сквозь которые пролегает туристическая тропа. Сама атмосфера места наполнена интересными вибрациями. Тут можно много эпитетов приводить. Однако, достаточно сказать, что это Центр Позитивного Творчества. Ему уже около десяти лет. Там проходит большое количество фестивалей и тусовок. Есть Дом культуры.Так вот, те деревья, которые ближе к людскому потоку и чаще попадаются на глаза, выглядят заметно лучше тех, которые находятся вдали от людского внимания. В нескольких больших садах это уже статистика.
Конечно, этот, очевидный для меня пример, может вызвать скепсис для неочевидцев.
Я предлагаю рассмотреть вопрос и с других точек зрения, докапываясь до сути по следственным нитям событий. Через потребителей.

Дети - это категория потребителей внимания, которая может дать самые явные примеры манипуляций.
Они самоутверждаются, учатся, обмениваются опытом с помощью трюков по привлечению внимания. Большинство из этих манипуляций изобретается и оттачивается еще в младенческом возрасте. Эта способность, заложенная природой, как раз и помогает человеческим личинкам не столько сформироваться, сколько адаптироваться в окружающей среде. Ведь ребенок рождается уже с полным набором потенциала под предстоящий жизненный путь. Они манипулируют с целью получения вашего внимания, чтобы как можно больше выжать опыта из момента общения. Поэтому вы можете наблюдать, как дети пытаются взаимодействовать с окружением на грани фола. И при этом с любопытством открыто или исподтишка они следят за реакцией окружающих.
Работа с детьми на больших мероприятиях, связанных с выходом на сцену и выступлением перед относительно широкой и незнакомой аудиторией, постоянно приносит свидетельства того, как правильно принятое обращение ребенка и уделенное вовремя внимание меняют вектор движения внимания самого ребенка. Таким образом можно даже манипулировать с пользой для вас и для дела, если не перегибать палку. Возможно, у педагогов от традиционной образовательной системы было бы меньше проблем, если бы цель их была именно изучение и развитие детей. В то время, как приоритетом педагогики пока остается воспитание.

Социальные сети и маркетинг. Если оценить степень активности маркетологов, то самые большие средства и ресурсы уходят именно на привлечение внимания и удержание его. 
Классический пример. Три правила создания рекламного продукта тому подтверждение:
- Привлечь внимание;
- Удержать внимание;
- Донести информацию.
Тем же самым образом поступают служители культа и прочие деятели от спасения душ, когда собирают паству. Они пользуются старыми проверенными методами. Если вы обратите внимание, то заметите, что вся деятельность ловцов душ построена на принципе формирования маркетинговых сетей. Автор бестселлеров по развитию бизнеса и мотивациям личностного роста, в т.ч. "Квадранта денежного потока", Роберт Кийосаки в книге о сетевом маркетинге сравнивал их с МЛМ и заключал, что сетевики от денег, по крайней мере, поступают честнее, когда не скрывают, что их цель - заработок. Политики и говорящие головы из телевизора - в той же категории. Эта группа отличается лишь символом веры, в роли которой выступает, как правило "социальная справедливость".
Здесь намеренно не разворачивается тема интернета, поскольку в последнее время все больше в информационных источниках 
муссируется тема интернет-зависимости. Что говорит само за себя. То же самое касается и остальных средств массовой информации.

У человеческих особей с неразрешенными вопросами , хранящимися в подсознании, своеобразными "багами" внимания (если здесь уместно и понятно так выразиться) растет комплекс неприятия себя и, соответственно, мира, как зеркала. Поскольку видим мы в мире свое отражение. Детская ( и более поздняя) нереализованность, закрученная в пружину, регулярно пытается прорваться на свет из подсознания.
Человек ищет опору, оценку, более чистое зеркало и т.д., чтобы подтвердить свои иллюзии представлений о мире. Утоляя тем самым душевный голод и пустоту внутри себя.
Хороший пример в этом плане привел Дэйл Карнеги, рассказывая о даме, которая на светском рауте вмешалась в разговор группы людей. Она спросила у одного путешественника, собственно говоря, героя сего мероприятия, о каких-то маловажных деталях из его недавнего африканского путешествия. Он ответил. Она же, буквально, не дав ему замолчать, начала свой рассказ и достаточно долго выкладывала все, что она знает про Африку.
А еще вы, я думаю, замечали, что есть такая категория людей, которые появляясь в каком-нибудь месте сразу заполняют собой все пространство? Причем, чаще всего, получив удовлетворение и признание окружающих выдавливают оттуда всех, кто не в состоянии смириться с ними, как центром внимания. 

Здоровье. Многим известно, что фокусировка внимания на источнике боли может помочь, и, если не излечить, то изменить симтомы. Не говоря уже о том, что вы тем самым уделяете больше внимания своему организму, что, скорее всего, и становится основой для выздоравления. Смею утверждать, что на личном опыте и опыте моих близких есть подтверждение фактов изменения состояния здоровья и оздоровления с помощью концентрации и работы с внутренним вниманием. Здесь я не стал более подробно раскрывать тему, поскольку это связано больше с личными ощущениями.

Аналогично ситуации со здоровьем происходит целеобразование. Например, вы захотели автомобиль конкретной модели. Вы изучаете о нем всю доступную информацию. И вот вы уже видите этот автомобиль так часто на улицах города, что начинаете недоумевать, как этого можно было не замечать ранее! Как вы будете достигать желаемого результата, уже дело техники.

У каждой привычки есть свой хозяин. Ресурс определяет стратегию движения его потребителей. Человек с неразвитой памятью и не обладающий сколько-нибудь развитыми коммуникативными навыками не в состоянии оперировать сложными массивами данных. Принятие решений в ответ на манипуляцию, с которой ум еще не сталкивался, таким человеком скорее всего будет шаблонным. Чтобы сэкономить ресурсы энергии организма. И человек попросту ведется на провокацию. Зацикливаясь в безвыходную рутину стереотипов, правил, алгоритмов, традиций, систем, обрядов, культов, школ и т.п. И чем выше избирательность человека, тем более сложные манипуляции задействованы для привлечения и связывания его внимания.

Наличие же критического мышления помогает в самом начале такого развода отделять факты от домыслов и причины от следстсвий. Но формирование привычки критически мыслить - прерогатива личности, а не внешних условий или обстоятельств. Исходя же из всего вышеперечисленного, хочу подвести черту в виде очевидного и, на мой взгляд, банального факта. Концентрация и сохранение внимания  может оказаться одним из ценнейших и, если не единственным, то основополагающим навыком самостоятельного развития.

ВНИМАНИЕ И МАНИПУЛЯЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

gallery/внимание и манипуляции потребителей 3

Внимание, как и энергия, это явление, не имеющее четкого определения. Что, на мой взгляд, совершенно не мешает этому явлению быть основой нашего развития личности и, следственно, формировать мировоззрение. 
Значимость внимания можно сравнить с воздухом, которым мы дышим. Мы настолько привыкли к нему, что вряд ли будем задумываться, сколь сложны алгоритм дыхания и процессы газообразования воздушной смеси.

 

Предлагаю вам небольшой экскурс по проекциям, которые, как я считаю, помогают определить внимание, как наиважнейшего ресурса.