Все глубже познавая мир, человек ищет техническую возможность исследования сознания и энергии как физических субстанций. Но этого недостаточно. Метафизическое понимание мира должно развернуться к осмыслению механизмов гармоничного управления сознанием, энергией и языком.
Основное проблемное поле земной цивилизации – это отсутствие понимания как гармонично управлять потенциалом сознания, энергии и языка. Громадная иллюзия землянина состоит в том, что он якобы обладает этими метафизическими свойствами жизни. В самом деле, человек лишь прикасается к возможностям сознания, энергии и языка и делает это неумело, эгоистично и агрессивно. Представьте роддом, в котором выдали детей, а пульты управления к ним, дать забыли. Вот и воюют они 5 тысяч лет. За пять тысяч лет общее время без войн - примерно пять процентов…
Гармоничное состояние сознания в момент медитации в лабораторных условиях измеряют и изучают единицы исследователей. Вот некоторые из них: Зоран Йосипович из лаборатории наблюдательных наук (Contemplative Science Lab) Нью-Йоркского университета (США), Ричард Дэвидсон и Антуан Лутц из Висконсинского университета в Мадисоне. Эмпатию и сострадание исследуют Таня Зингер и Ольга Климецки из института человеческой когнитологии и науки о мозге Общества им. Макса Планка и буддийский монах Матье Рикар. Удивительно, что кто-то в нашем прагматичном веке еще способен сосредотачиваться на не модных темах: милосердие и сострадание!
По данным ЮНЕСКО, в 2015 году число ученых в мире достигло 7,8 миллиона человек. За последние 400 лет своего существования естественные и точные науки не ответили на простой вопрос: что такое гармония? Общая теория гармонии, построенная на междисциплинарной основе – отсутствует. Страны продолжают воевать, а гуманитарные науки учат манипулировать друг другом. Планета Земля. 21 век…
Проблема земной цивилизации в том, что человек некорректно использует свои возможности, по большому счету не знает антропных возможностей сознания, энергии и языка. Естественные науки работают с биофизическим материалом. А сознание, антропная энергия и язык человека плюс их метауправляющая надстройка (методы управления) этими рамками не ограничиваются.
528 лет назад, 15 век, период раннего гуманизма эпохи возрождения. «Речь о достоинстве человека». «Я сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, для того, чтобы ты сам, свободный и почетный мастер сотворил себя в образе, который предпочитаешь», писал 23-летний Пико дела Мирандола, вложив свою речь в уста Бога. Гениальный философ ничего не знал про нейробиологию медитации, но мета я планеты невероятно тонко чувствовал. Речь о достоинстве человека опубликовали в 1496 году, а мы не прочли ее по-настоящему до сих пор! Почти миллиард людей, это примерно каждый шестой на планете, не умеет читать. Почти половина населения земного шара живет на два доллара в день. 3,5 миллиардов человек погибло в войнах. Все это закономерное следствие неразвитого мета-я человека.
Итак, что же это – метафизическое я человека? Это когнитивный потенциал (деятельность сознания, антропной энергии и языка)плюс метакогнитивный потенциал или методы управления когнитивной деятельностью. Метафорически выражаясь, этоиндивидуальный пульт управления своими возможностями. Для того чтобы развивать мета я человека необходимо понимать принципы, механизмы и методы, регулирующие когнитивную деятельность. Для этого предельно важны: индивидуальный опыт осознанности работы сознания, антропной энергии и используемого языка плюс методологически оснащенная рефлексия сознания, энергетических и языковых функций. Создание техник рефлексии такого рода является приоритетной задачей.
Мета-я человека начинается с элементарной привычки вопрошания: О чем я думаю? То есть с кем/ чем, для чего вступаю в резонансные взаимодействия. Какую энергию при этом порождаю? Какое языковое содержание при этом использую? Ответы на эти вопросы дают человеку возможность осознавать работу своего сознания, энергии и языка и гармонично развивать свой потенциал.
Вполне возможно, что наша планета, кроме биогеохимических оболочек, также как и человек, уже имеет свое индивидуальное сознание, энергию и язык. Интуитивно это понимали Эдуард Константинович Циолковский, Пьер Тейяр де Шарден, Эдуард Леруа, Владимир Иванович Вернадский, Елена Ивановна Рерих.Каково будущее сознания, энергии и языка Земли, как геокосмического субъекта? Каким будет мета-я планеты, если замкнутое на самом себе эгоцентричное сознание уйдет в прошлое и, повзрослев, человечество выберет путь гармонии? Гипотетически, в процессе эволюции у планеты, как геокосмического субъекта, сформируется метакогнитивный искусственно - естественный механизм, гармонично регулирующий деятельность сознания, энергии и языка Земли.
Понять принципы и структуру деятельности мета-я человека и мета-я нашей планеты – это уникальная междисциплинарная проблема 21 века. Именно глобальная проблема, а не задача, так как наука и культура на сегодняшний день не имеют ответа на эти вопросы, а космические практики землян развиваются вне понимания механизмов гармоничного взаимодействия человека, планеты и космоса. Может быть, поэтому ракеты у нас часто падают. Действие, опережающее осознание – типично для начальной стадии эволюционирующих систем. Но в данном случае это не оправдание, так как – очень большие риски для цивилизации в целом. Задача философии и методологии науки – обозначить эту проблему и наметить схему как с ней работать. Философия и методология, педагогика и психология, антропология и естественнонаучные предметы получат громадный импульс для развития, поставив вопрос об осознанной деятельности мета-я человека и мета-я планеты.
Новые понятия, как правило, рождаются благодаря диалоговой среде свободных философских школ. Философский фундамент метакогнитивных теорий во второй половине 20 века интенсивно формировался Московским логическим кружком, созданным в 1952 году аспирантами и преподавателями философского факультета МГУ им. Ломоносова. Основатели кружка: А.А.Зиновьев, М.К.Мамардашвили, Б.А.Грушин, Г.П.Щедровицкий. В конце пятидесятых кружок стал называться московский методологический(ММК). Четверть века спустя, Александр Александрович Зиновьев жил и работал в Германии, где за 20 лет написал более трех десятков книг. Более точного логика, исследующего деятельность мышления, искреннего социального философа и сатирика в одном лице трудно вообразить! Мераб Константинович Мамардашвили долгое время работал в Москве, Тбилиси, Праге, Париже, где стал любимым философом современников. Тема сознания сопровождала его всю жизнь. «Картезианские размышления», «Лекции о Марселе Прусте» – признанные шедевры философской мысли. Борис Андреевич Грушин, создатель теории массового сознания, один из самых ярких исследователей общественного мнения в России, работал в Праге, преподавал в университетах США. Владимир Александрович Лефевр, профессор калифорнийского университета, был активным участником ММК в период его становления. Одна из его интереснейших работ - «космический субъект». Математика, описывающая работу сознания, логика, этика и космология для Лефевра – родственные души. Лидер Московского методологического кружка на протяжении 40 лет, Георгий Петрович Щедровицкий, формировал культурную элиту России, мужественно и честно шел вперед в философии и науке и по-настоящему любил мышление и учеников. Г.П.Щедровицкий фактически осуществил революцию в научном познании, увидев то, что до него дремало в тени гуманитарного знания: процессы осознанности мышления, нормы мыслительной деятельности, техники рефлексии, онтологию деятельности. Методологическое исследование мышления и деятельности, блестяще проделанное выдающимися философами России второй половины 20 века сформировало онтологические предпосылки для метакогнитивных исследований сознания, энергии, языка. С точки зрения логики научного познания, метакогнитивные исследования деятельности сознания, энергии и языка – должны стать закономерным шагом развития гуманитарных и естественных наук.
Наблюдаемую антропную эволюцию человека, как вида, можно условно разделить на три этапа:
1. Развитие познавательных способностей человека или когнитивных способностей (от английского to cognize).
2. Развитие метакогнитивных способностей человека (способность человека управлять деятельностью своего мышления, сознания, энергии и языка).
3. Развитие мета-я Земли (когнитивного и метакогнитивного потенциала планеты, как геокосмического субъекта).
На первом этапе – человек познает мир. На втором этапе – человек понимает, как он познает мир. На третьем этапе - человечество генерирует практики в соответствии с метафизическим потенциалом планеты.
Вероятно, в результате эволюции, планета приобретет автономный механизм самоосознания себя и регулирования своей деятельности как геокосмического субъекта. Гипотетически, это может быть искусственно-естественная система, созданная в соответствии с идеями гармоничного взаимодействия человека, Земли и космоса. Метафизический потенциал планеты это система, по крайней мере, трех мета-я: человека, эволюционных автономных метаструктур Земли и разумной деятельности космоса.
Когда-то человек будет слышать планету так же хорошо, как сейчас слышит речь по мобильному телефону. А пока Земля похожа на одиноко летящий город, не знающий своего имени, не ведающий своего пути….
Что делать? Строить новые научные предметы. Создавать технологии выравнивания технического и этического развития цивилизации. Проектировать социальные технологии синхронизации этики знаний и гармонии. Развивать мета-я человека и планеты.
Научные предметы, которые необходимо создавать уже сейчас и в ближайшем будущем:
1.Сознание, энергия, язык планеты и человека: междисциплинарные методы исследования.
2.Единая теория сознания, энергии и языка.
3.Проектирование аналитических систем: развитие сознания и деятельности земной цивилизации.
4.Методы моделирования гармоничного взаимодействия человека, планеты и космоса.
5.Космическая природа сознания в естественных и точных науках.
6.Океаническая вода и когнитивная деятельность человека: исследования синхронизационной гармонии океана и человека.
7.Космос, океан, человек: синхронизационные ресурсы и методы синхронизации.
8.Космические резонансные структуры Земли и экзопланет: моделирование искусственно-естественных систем.
9.Метакогнитивный потенциал человека и планеты: методы исследования и проектирования.
10.Геокосмическая философия.
11.Философия и этика космической деятельности.
Что значит, низкое качество жизни, землянин интуитивно и телесно понимает. А вот что есть великолепное качество сознания, мышления, энергии и языка суетливо выживающему человеку подумать недосуг. Вот и дремлет дар осознанности - главный подарок космоса жителям Земли…
На планете сегодня 270 стран, которые напоминают 270 планетарных детских садов, около 7000 языков и очень мало гармонии. Может быть, пора повзрослеть и объединиться для созидательных задач?
Устремленность мысли к метафизическим основам бытия всегда присутствовала в философии земной цивилизации. Но на данном эволюционном этапе, когда техническое развитие значительно опережает этическое, формируя избыточные риски для цивилизации, необходимо ясное понимание метафизических основ жизни. Ученые и правительства разных стран должнысконцентрировать международный, междисциплинарный ресурс на исследовании деятельности метафизического потенциала человека и планеты.
В условиях глобальных рисков планеты, философии и методологии науки необходимо выработать долгосрочную объединяющуюпрограммную позицию. Рефлексивно - описательное самоопределение – явно для другого времени и обстоятельств!
©Марина Сидоренко
Skype: spaceharmony1
Другие статьи М.Н.Сидоренко:
"Междисциплинарные исследования океана и будущее цивилизации"
"Можем ли мы создать новую академическую дисциплину Космос и биосфера?"
"Какие горизонты мышления мы формируем?"
"Поиск Других во Вселенной стимулирует развитие мышления и эволюции."
Как оценить качество таких феноменов как жизнь, сознание, энергия, язык? Сложные вопросы, если наше сознание кристально чистое, обычно имеют простые ответы. Качество сознания, энергии и языка максимально высокое, если перечисленные феномены синтезируют гармонию человека и планеты.
Величайшая ценность культуры – это рождение таких понятий, которые делают наше сознание, энергию и язык более совершенными. Новые понятия возникают в момент столкновения противоположных картин мира. Какие понятия и почему побеждают в этом столкновении? Только те, что решают проблему! И так, если проблема правильно сформулирована, надо искать новое понятие,обладающее потенциалом для ее решения.