Можем ли мы создать

новую академическую дисциплину

 

"Космос и биосфера"?

Геокосмическая философия

 

Новый путь науки 

 

 

 

Сидоренко Марина Николаевна        

-философ, лингвист      

textbookforpeace@gmail.com      

 

Выход человека в космос – это, прежде всего, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Какие типы практик мы сформируем? Какие типы ментальностей будут жить на планете и в ближнем космосе? В чем глубинный смысл наших инноваций в науке и образовании?

Сфера профессиональных интересов – исследования в области философии и методологии науки.

Какова миссия философии и методологии науки в эпоху конвергенции знаний? Очевидно, что одна из центральных задач – это рефлексия методов создания новых научных предметов. Как решать эту задачу? Строить новые научные предметы вместе с представителями точных и естественных наук, параллельно создавая метадисциплинарные методы мышления.

В течение последних 9-ти десятилетий концепция ноосферы активно присутствует в естественном и гуманитарном поле науки. Несмотря на возраст концепции, содержание её остается достаточно размытым. Необходимы междисциплинарные программы исследования понятий биосферы и ноосферы. Каковы естественные, эволюционные, и, с другой стороны, искусственные, целенаправленно формируемые людьми, траектории жизни этих понятий? Как они будут работать в ближайшем столетии? Какие типы научных практик, в связи с концепциями биосферы и ноосферы, научное сообщество предполагает формировать сегодня?

Одним из таких шагов может стать создание новой академической дисциплины «Космос и биосфера». Ближайшие два, три поколения людей будут активно осваивать ближний космос. А это значит, что сейчас необходимо строить новые академические дисциплины, кардинально меняющие этические, методологические и технические основы университетского образования.

Предпосылки для этих принципиальных изменений есть. Одна из них – следующая. В России, в середине 20 века, в Московском государственном университете им. Ломоносова был созданлогический кружок, одной из задач которого являлась методология построения новых знаний. Кружок был создан аспирантами философского факультета, впоследствии ставшими известными логиками и философами: А.И.Зиновьевым, Б.А.Грушиным, М.К. Мамардашвили и Г.П.Щедровицким. С 1958 года он стал называться московский методологический. Вдохновителем и лидером кружка на протяжении последующих 35 лет был выдающийся российский философ Георгий Петрович Щедровицкий. Отличительная особенность основателей ММК – фундаментальное европейское мышление, красивейшие диалоги ортогональных типов сознаний, длинной в пол столетия, и ученики, создающие свои университеты…

Д.Б. Эльконин, один из учеников Г.П. Щедровицкого как-то пошутил: Методология – это ответ на вопрос, как идеальное сделать реальным. В самом деле, любые глобальные идеи, родившись на свет, ищут путь собственной реализации. И тут вопрос, как идеальное сделать реальным, – становится вопросом номер один.

Формирование новых академических дисциплин требует огромной методологической, профессиональной и этической культуры. В частности, создание академической дисциплины Космос и биосфера, нуждается в соорганизации, по крайней мере, трех последовательных процессов: построение дисциплины,интерриоризация дисциплины (т.е. правовое встраивание в структуру деятельности университета) и адаптация к системе деятельности образовательного учреждения. Первый процесс обеспечивается диалогом проектно-методологического и предметно-профессионального мышления, второй – диалогом управленческого и правового мышления, третий – диалогом методологического и психолого-педагогического мышления. Если процессы выстроить правильно – появится новый учебный предмет.

До момента создания учебной дисциплины, основная мыслительная работа должна быть направлена на проблематизацию функционирующего научного предмета!Следующий шаг - проектирование нового научного предмета и параллельный анализ методов проектирования. В этой части интеллектуальной деятельности методологическая, междисциплинарная и предметная культура мышления должны быть синхронизированы. И только когда научный предмет создан, появляется фундамент для будущей учебной дисциплины. Академические дисциплины, оторванные от понимания проблем научного предмета, подобны историческому фото и, конечно же, не могут выполнять миссию инструмента развития мышления.

Несомненно, что процесс проектирования должен осуществляться в предельно точно очерченной этической рамке. Этика науки, является условием выживания планеты. Наука вне этики абсолютно бессмысленный и разрушительный инструмент. Принципы этики должны быть не гуманитарным пожеланием, а вектором развития знаний.

Создание новой дисциплины Космос и биосфера, - это уникальный междисциплинарный проект, который призван продолжить траекторию жизни понятий «биосфера» и «ноосфера». Понятие «ноосфера» было введено в культуру Э. Леруа, П. Шарденом и В.И. Вернадским в 1922 году, почти сто лет назад. Современная рефлексия содержания понятия ноосфера и анализ его будущего деятельностного использования в 21 –22 веке – это интереснейшая работа для нескольких поколений ученых. Сама идея ноосферы рождает бездну вопросов. Здесь хочется позволить себе метафору: новая академическая дисциплина Космос и биосфера – это своеобразный мост через вечность, основы которого построили гениальные европейские мыслители: Леруа, Шарден, Вернадский.

Модель будущей дисциплины Космос и биосфера должна иметьфундаментальные методологические и этические основания.Элитарную европейскую рациональность методологии мышления и системно-структурные принципы этики, при создании новых академических дисциплин, нельзя заменять типовыми моделями построения учебных предметов и парой страниц о том, «как правильно себя вести». Сегодня очень часто этика, методология и учебный предмет «живут» в непересекающихся пространствах, так сказать, в разных библиотеках: методология в терминологической интеллектуальной самодостаточности, этика – в едва выживающей беспомощности, а учебный предмет - покрыт пылью времени. Выход из этой ситуации очевиден – нам всем, кто имеет отношение к инновациям в науке и высшем образовании, надо учиться проектировать новые научные предметы, осваивать методы построения академических дисциплин, профессионально совмещать этические, методологические, естественнонаучные и технические горизонты, работая в междисциплинарных командах.

Предполагаемый статус новой академической дисциплины Космос и Биосфера – обязательный предмет для гуманитарных, естественнонаучных и технических факультетов. Если пять крупных университетов планеты, численностью не менее 10 000 студентов, адаптируют данную дисциплину,- она станет академической.